Персональный сайт воспитателя


Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Мои публикации [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Консультация для родителей "Приемы словесной помощи детям в слушании художественного текста"
22.01.2015, 15:24

       Приемы словесной помощи детям в слушании художественного текста

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире. Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов - этических оценок поступков героев;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев -  положительного и отрицательного.
      Содержание новой для детей лексики при чтении художественных произведений определяется тематикой данного произведения, и новые слова отражают ту область жизни, которая запечатлена в художественных образах. Например, из сказки «Морозко» дети узнают, кого называют мачехой, падчерицей: воспитатель перед чтением сказки объяснит это. Но такие пояснения даются только к тем новым словам, без которых текст не может быть понят, большинство же слов не комментируется; дети узнают их значение позже, на следующих возрастных ступенях. Например, в «Коньке-Горбунке» П. П. Ершова читаем:
    "В той столице был обычай: Коль не скажет городничий — Ничего не покупать, Ничего не продавать. Вот обедня наступает, Городничий выезжает... Рядом едет с ним глашатай..."
      Выделенные слова, конечно, неизвестны дошкольникам, но объяснять их раньше времени нецелесообразно: у детей недостаточен жизненный и «книжный» опыт, чтобы понять точный смысл этих слов; общий же смысл их (городничий, глашатай - «слуги царя», обедня - «определенное время дня») малышам ясен, и они не затрудняются в понимании описываемых событий. Если же воспитатель будет объяснять каждое непонятное детям слово в читаемом тексте, да еще делать это во  время чтения, эмоциональное воздействие произведения будет фактически сведено на нет.
      Словарь дошкольников может быть расширен за счет слов, которыми воспитатель дает нравственную оценку героям прочитанного произведения: храбрец - трусишка; добрый  - злой; трудолюбивый - бездельник; простодушный - хитрый; щедрый - жадный, корыстный; оценивает их отношения: дружба - вражда, любовь - ненависть и т. д. Дети впитывают эти слова, когда воспитатель подает их ненавязчиво, как бы подытоживая оценки этих персонажей и их взаимоотношений, данные самими детьми в процессе слушания сказки, рассказа, повести. Почти все художественные произведения, включенные в «Программу воспитания в детском саду», позволяют воспитателю ввести в свою речь слова, обозначающие этические понятия.
      В главе «Обогащение словаря» уже говорилось, что лексическое значение слов высокой степени обобщенности становится доступно детям пятого года жизни. Но это не значит, что к таким словам не надо привлекать внимание детей до того, как им исполнится четыре года. Слова абстрактные, обозначающие этические понятия, малыши должны слышать и на третьем, и на четвертом году жизни и соотносить их с поступками персонажей сказок, рассказов. Нецелесообразно только заставлять их пользоваться такими словами в собственной речи, поскольку они еще не могут делать этого осмысленно.
     При ознакомлении с художественными произведениями старших дошкольников произносимые воспитателем слова - этические характеристики героев должны войти в их активный словарь. Это происходит в процессе беседы о прочитанном произведении, когда дети слышат эти слова в подсказывающих вопросах воспитателя, его заключениях, подытоживающих ответы на тот или иной поисковый вопрос, в ответах воспитателя на их вопросы, задаваемые после повторного чтения отдельных эпизодов. Как правило, на занятиях дети повторяют сказанное воспитателем, и новые слова прочно входят в их активный фонд.

Скачать

Категория: Мои файлы | Добавил: oksi
Просмотров: 533 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
фото
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт МАДОУ "Золушка"
  • Сайт МАУ "ММЦ г.Когалыма"
  • Сайт Управления образования г.Когалыма"

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz